Штрих-код — это небольшое чудо 20 века в сфере маркировки товаров.
Штрих-код — это небольшое чудо 20 века в сфере маркировки товаров и продукции. Существует много различных версий появления штрих-кода в системах автоматизации розничной торговли… но это не является целью нашей статьи. Цель ее — это рассмотрение механизма штрих-кода: как он работает, какая информация в нем содержится, для чего все это нужно и ряд других вопросов.
Для работы со штрих-кодом нам потребуется штрих-код, любой. С помощью бесплатного он-лайн генератора штрих-кодов на сайте www.barcoding.com можно получить любой штрих-код любого стандарта, в данном случае EAN-13. Все цифры в данном штрих-коде произвольные, кроме первых трех (4 60), которые соответствуют коду страны, в данном случае России.
Итак, что же из себя представляет штрих-код EAN-13/JAN-13? Это набор из 13-ти цифр и их зашифрованное обозначение в форме чередующихся черных и белых тонких полосок. Ширина черных и белых полосок одинакова.
Этот стандарт штрих-кодирования был разработан международной организацией товарной нумерации GS1, чьим представительством в России является «Ассоциация автоматической идентификации UNISCAN / GS1 Russia«.
Комбинация цифр в штрих-коде EAN-13 является уникальной, т.е. идентичной комбинации из 13-ти цифр не найдется ни в одной стране мира. Это конечно же обусловлено тем, что каждой стране-члену GS1 были присвоены определенные комбинации из трех цифр, обозначающие эту страну. Так, например, России был выделен диапазон 460-469, но на данном этапе для маркировки товаров в России используется лишь 460. Итак, первые три цифры определяют страну происхождения товара.
Следующие за ними 6 цифр являются уникальным кодом производителя товара. В нашем случае — это 645384. Этот производитель обязательно должен быть зарегистрированным в национальном представительстве GS1, чтобы получить право использовать штрих-код с таким номером.
Последующие 3 цифры обозначают номер товара в списке производителя. В нашем случае штрих-код обозначает товар 907, произведенный российской компанией, зарегистрированной в национальной организации GS1 под номером 645384.
Это и есть, в принципе, вся информация, которую может сообщить штрих-код стандарта EAN-13. Но, это всего 12 цифр, а ведь есть еще и 13-я.
Последняя цифра в штрих-коде является своего рода знаком качества данного штрих-кода, так как она сообщает сканеру штрих-кода, о том, что данный код является подлинным. Вычислить эту цифру совсем не сложно. Существует две методики ее вычисления и ни одна из них не является труднее задач по арифметике второго класса в школе.
Метод первый:
7 + 9 + 8 + 5 + 6 + 6 = 41
Метод второй:
Таким образом сканеры штрих-кода себя проверяют, но, разумеется, делают они это очень быстро. В случае, если контрольная цифра не совпадает с результатом таких вычислений, то штрих-код не верен.
Таким образом, штрих-код, в сочетании с базами данных в крупных магазинах розничной торговли, становится незаменимым инструментом автоматизации торговли, что значительно упрощает движение товара по торговому залу.
All rights reserved. © 2013